alerd (aledr) wrote,

К подножию горы Белуха. Часть 6-я

День второй
. Шурпа и звезды

Второй день в походе обычно самый трудный. Особенно, если до этого не тренировался. Молочная кислота проникает в мышцы и двигаться становится тяжело. Плюс ко всему все натертости (для лечения потертостей рекомендую мазь "Спасатель") сделанные в предыдущий день дают о себе знать. Опытные люди обычно на второй планируют небольшую нагрузку, поскольку именно в первые три дня происходит акклиматизация и в зависимости от того как она пройдет зависит очень многое.

Так или иначе, пробудившись я обнаружил, что тело чувствует себя гораздо лучше, чем я того ожидал. Т.е. вчерашний день ощущался, однако вполне терпимо. Пробудившись и умывшись я отправился снимать шедевры. Некоторые из них ниже.

Наснимав шедевров я отправился завтракать. Во время завтрака мы наблюдали отправление каравана из вьючных лошадей. Это поехали вещи наших соседей из VIP-тура. Потом вышли в путь и соседи. Налегке, но с лыжными палками. Пора было и нам собираться. Собравшись, мы немного пофотографировались,

Фото: Людмила Гречаник

потом взобрались на коней и отправились в путь.

Путь пролегал сквозь поля, леса и горные ручьи.

На одной из полянок мы остановились на привал.

(На фото Гранит(слева) и Тамерлан (справа))

На привале мы поели. Стоит отметить, что горячей пищей нас кормили в походе два раза в день, а на привале мы питались консервами и хлебом.

Гранит

После обеда мы сели на коней и поехали дальше. Леса закончились. Начались луга.
Раис нарвал цветочков не слезая с коня:

Фото: Кирилл Ким

и продолжал путь с букетом:

Фото: Андрей Шулимов

Группа несколько растянулась(если приглядеться, то можно увидеть идущую тропинку по центру фотографии и всадников на ней):

Фото: Раис Насибулов

Вдалеке показались заснеженные 4-хтысячники.

Как оказалось, проехали мы совсем мало и неожиданно примерно около 16 часов уже добрались до места ночлега. Мы стали спешиваться и искать место для палаток.

На фото конюх Саша рекомендует Нине поставить палатку на этом месте
Фото: Кирилл Ким

После того как кони были расседланы некоторые из них стали валяться на спине

Сегодня предполагалась закупка баранов для приготовления шурпы и шашлыка. Если про шашлык все более-менее в курсе, то про шурпу дам некоторые пояснения. Википедия говорит следующее:
Шурпа

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шурпа (от тур. Çorba) — заправочный суп, получивший распространение на Востоке, где он известен под различными наименованиями: шурпа, чорпа, шорпо, наконец, в Молдавии и на Балканах, где она была заимствована, чорба.

Отличительные черты шурпы довольно сложно выделить. Иногда выделяют такое отличие, как приготовление шурпы из предварительно обжаренного мяса и овощей (ковурма), однако существует и обычный способ приготовления (кайнатма). Следовательно, технология приготовления шурпы не имеет присущих исключительно этому супу отличий от технологии приготовления других заправочных супов.

Можно выделить некоторые признаки шурпы. Во-первых, она характеризуется повышенной жирностью, что, в частности, особенно заметно при приготовлении шурпы из предварительно обжаренного мяса и овощей. Во-вторых, для шурпы характерно использование большого количества зелени и приправ. В третьих, при сравнительно постоянном наборе крупно нарезанных овощей, а именно: морковь, картофель и лук (последний в шурпу кладется в большом, в сравнении с другими супами количестве), в шурпе могут использоваться (и даже приветствуются) в немалом количестве, разнообразные фрукты — яблоки, абрикосы (курага), айва, cливы.

Как правило, шурпа готовится из баранины, однако может готовится из птицы, в том числе мелкой и дикой. Более того, шурпа может быть приговлена из рыбы, так называемая «асы-сорпа», характерная для прибрежных районов Туркмении.

Зелень и приправы варьируются от региона, однако практически везде в состав входят петрушка, укроп, кинза, перец красный. В Узбекистане добавляют зиру в больших количествах и базилик, в Молдавии шурпа (чорба) существенно отличается, так как готовится во-первых на квасе, во-вторых, с большим количеством паприки.

Необходимо отметить, что под шурпой в Татарии понимают совершенно другой суп, представляющий собой крепкий прозрачный бараний бульон, с большим количеством необжаренного лука, мелко нарезанным картофелем и тонко нарезанной лапшой, с небольшим количеством зелени и черным перцем.

В нашем случае шурпа готовилась без особых изысков, из баранины с добавлением овощей и специй. Из мясной части барана Андрей и Раис приготовили вкуснючий шашлык, который мы решили есть на следующий день. (Так что про шашлык см. в следующей части)

Фото: ?

Я в приготовлении шурпы и шашлыка участия не принимал. В выборе между кулинарией и фотографией в этот раз я выбрал фотографию. Я дождался, пока свет стал мягким и отправился на ближайшую сопку. К моему сожалению, девушки фотосессией на сопке не соблазнились, (хотя, изначально намерения пофотаться были)

ибо предстояло минут 30 забираться наверх и продираться сквозь колючие кусты, и остались внизу загорать и проводить свою фотосессию.

Фото: Людмила Гречаник

Фото: ?

Сотворив несколько шедевров я спустился в лагерь.

На костре варилась шурпа и уже собирался ужин.

(Игорь (инструктор) и Саша (конюх)) наблюдают за приготовлением шурпы и ведут беседу.
Игорь слева, Саша справа.
Фото: Раис Насибулов

В это время наступал закат. Сотворив еще несколько шедевров на закате я волевым усилием убрал фот и штатив и таки отправился ужинать.

Ужин был в самом разгаре:

Шурпы было много и она была вкусная. Времени было тоже довольно много. В ранних стоянках есть своя прелесть.

В этот вечер мы впервые услышали от Володи песню:
"Ну-ка бичи стаканы на стол!"...
Дальше Володя исполнял ее с завидной регулярностью каждый день за ужином и уже где-то в середине похода, если не звучало этой песни в его исполнении было ощущение, что чего-то не хватает.

Пока мы ужинали, стемнело.

Во время трапезы я исполнил соло на варгане.

Фото: Раис Насибулов

Потом мы стали изучать звездное небо.

А звезды в горах на Алтае огромные и их много! Их не забивает свет фонарей. Они есть и они ярко светят!
Очень хорошо видно созвездия. Причем многие созвездия, которые с равнины не заметишь в горах видны весьма отчетливо.
Периодически проносятся метеориты. Яркие и не очень они взрезают небо яркой вспышкой и исчезают сгорая в атмосфере.

Поскольку ужин имел все шансы перерости в ночные посиделки у костра мы таки решили пойти спать. Завтра нам предстоял очередной переход.

В следующей части мы будем поедать шашлык на берегу озера Кюльдуайры.

Примечание: возможно некоторые фото делал Ильшат Насибулов. Посему, если это так - скажите - поправлю